Содержание
Тренд 1: бесконтактное заселение
В пандемию многие отельеры стали предлагать бесконтактный заезд или выезд. Услуга оказалась востребованной не только из-за гигиенических соображений, но и по причине комфорта: гости заселялись и выезжали в удобное для них время. Ограничения, связанные с коронавирусом, в России были сняты, но практика самозаселения осталась. Среди способов применения технологии — цифровой ключ в приложении (достаточно прислонить устройство к двери, и она откроется), числовой код в СМС и киоски самостоятельной регистрации — терминалы, которые выдают карту для доступа в комнату.

В пандемию многие отельеры стали предлагать бесконтактный заезд или выезд. Фото: brizmaker / Shutterstock.com
Отели с бесконтактным заселением
К бесконтактным отелям относятся московские сети Axis и Raido: ключ для заселения здесь присылают гостям прямо на смартфон. Зайти в номер с помощью телефона можно в отелях сети Norke (компания владеет несколькими апарт-отелями в столице и Петербурге). Процедура напоминает каршеринг: гость бронирует номер, загружает по присланной ему в ответ ссылке скан паспорта, а уже после проверки документов модератором получает сообщение с инструкциями для входа.
Нюансы закона о персональных данных
Турагенты или туроператоры постоянно работают с личными данными клиентов: такую информацию необходимо правильно хранить и обрабатывать, иначе не избежать штрафа. Разобрали тонкости закона о персональных данных в статье блога Островок B2B.
При желании постояльцы отелей Norke могут и вовсе ограничить любые контакты с персоналом: вместо мини-баров в комнатах установлены вендинговые автоматы, куда сотрудники ресторана заранее кладут еду для перекуса. Чтобы позавтракать в номере, туристам достаточно открыть соответствующий локер в приложении. С помощью телефона также можно заказать дополнительные одеяла или тапочки: у персонала есть дистанционный доступ к кладовым на этажах.
Тренд 2: умный дом
В 2024 году ВЦИОМ провёл опрос на тему отношения людей к умным домам. В исследовании участвовало 1600 человек, более половины из которых сообщили, что относятся к таким технологиям положительно. Респонденты ценят их за удобство, комфорт и экономию времени.
Смарт-системы стали активно использоваться и в гостиничной индустрии: инновация выгодна для гостей и отельеров. Первым умные устройства помогают почти не прикасаться к поверхностям. Так, согласно исследованию американского микробиолога Примроуза Фристоуна, жалюзи, телефон, чайник и кофемашина в объектах размещения могут быть источниками бактерий, так как редко протираются, а умный дом как раз решает эту проблему.
Отельеры с помощью смарт-систем равномерно распределяют нагрузку на персонал. К тому же более строгий контроль за отоплением и уровнем освещённости в зависимости от времени года или суток позволяет снизить коммунальные платежи.

Смарт-системы стали активно использоваться и в гостиничной индустрии: инновация выгодна для гостей и отельеров. Фото: Andrew Angelov / Shutterstock.com
Отели с системой умного дома
В пятизвёздочном отеле Wawelberg отдыхающие контролируют температуру в номере и уровень освещённости, а также режимы подачи воды и подсветку в душевой. В Hyatt Regency Moscow Petrovsky Park можно закрыть шторы через планшет, не вставая с кровати. А в московском смарт-отеле ApeironSpace с помощью умного дома можно управлять бытовой техникой в номере и заказывать еду из ресторана.
Тренд 3: голосовой помощник
В некоторых российских отелях можно найти «Яндекс.Станцию» — умные колонки с виртуальным ассистентом. Алиса в гостиницах обладает более расширенным функционалом, чем дома: она расскажет про инфраструктуру, предупредит о завтраке, поможет настроить Wi-Fi и передаст просьбу туриста на ресепшн. А ещё на устройстве легко включить музыку, колыбельную или сказку — это удобно для семей с детьми.
Пользоваться колонкой без ограничений смогут даже гости без подписки «Яндекс Плюс»: обычно отель предоставляет аккаунт с расширенным доступом на время проживания. После выселения Алиса сбрасывается до базовых настроек, а данные о туристе из профиля удаляются.
Отели с голосовыми помощниками
Один из таких отелей с голосовым помощником — Crowne Plaza Moscow World Trade Centre: через колонку гости могут заказать уборку или ужин в номер, попросить полотенце. Сейчас умные станции можно найти в объектах размещения по всей России: в исторических апартаментах Санкт-Петербурга, «четырёх звёздах» с круглогодичным бассейном в горах Сочи и бизнес-отеле Красноярска.

Один из таких отелей с голосовым помощником — Crowne Plaza Moscow World Trade Centre.
Тренд 4: роботы-консьержи
Количество отелей будущего, где роботы правят бал, растёт, но сейчас это скорее маркетинговый ход для привлечения внимания аудитории: гости делают фотографии, выкладывают их в социальных сетях, тем самым повышая узнаваемость бренда. Поэтому особо впечатлительных успокоим: до реальности, описанной в книгах Айзека Азимова, ещё далеко.
Отели с роботами
За рубежом. Первым роботизированным отелем стал открытый в 2015 году Henn na Hotel в Японии: пионера индустрии занесли в Книгу рекордов Гиннесса. Весь персонал гостиницы, включая администраторов, консьержей и носильщиков, здесь заменили машинами. Но эксперимент провалился: роботы ломались, а некоторым туристам казались и вовсе назойливыми, поэтому в 2019 году компания сократила половину из механических сотрудников.
На этом попытки роботизировать обслуживание в гостиницах не закончились. В 2019 году в китайском Ханчжоу появился отель FlyZoo, где вместо официантов блюда гостям подают роботы-курьеры, а убирают в комнатах их автоматические коллеги. Машины доставляют еду прямо в номер и в Aloft Cupertino в Кремниевой долине США. А в Hilton McLean или Marriott Hotel Ghent роботы встречают туристов на ресепшен и дают рекомендации по достопримечательностям и ресторанам неподалёку.

В 2019 году в китайском Ханчжоу появился отель FlyZoo, где вместо официантов блюда гостям подают роботы-курьеры.
В России. Первопроходцем стал сочинский отель Radisson Collection Paradise Resort & Spa, где смогли организовать роботизированную доставку еды: заботливый робот Ради самостоятельно вызывает лифт и перемещается между этажами, легко находит нужный номер и звонит гостю на стационарный телефон. Сотрудникам гостиницы остаётся лишь разместить еду во внутреннем боксе машины и указать комнату.
В парке-отеле «Доброград» во Владимирской области работает необычный дворецкий от российской компании «Промобот» — робот по кличке Михалыч. Механический сотрудник приветствует гостей, помогает им заселиться, а также выдаёт и принимает от постояльцев карты-ключи от номеров. Система чек-ин у Михалыча распознаёт паспортные данные. Другой пример использования современных технологий — отель Movenpick Resort & SPA Anapa Miracleon. В лобби гостей встречает робот-официантка Белла, которая угощает их напитками, канапе и фруктами.

Первопроходцем стал сочинский отель Radisson Collection Paradise Resort & Spa, где смогли организовать роботизированную доставку еды.
Что ждёт туризм в 2025 году
Чат-боты с ИИ, bleisure-туризм и отпуск в Саудовской Аравии — о трендах на 2025 год рассказали в этой статье.
Тренд 5: зелёные технологии
Туристы стали более осознанными в путешествиях: за первые шесть месяцев 2024 года спрос на экоотели в России вырос на 40% по сравнению с предыдущим сезоном. В таких отелях можно отдохнуть от цивилизации и заодно позаботиться о природе.
Ведь согласно исследованию Центра устойчивого развития Школы управления Сколково, почти 70% молодых людей неравнодушны к вопросам экологии. Их волнует загрязнение воздуха и водоёмов, а также скопление мусора, поэтому они готовы выбирать отели с концепцией устойчивого развития. В них закупают светодиодные лампы или вовсе переходят на альтернативные источники энергии, очищают и повторно используют воду, а также отказываются от агрессивной химии в уборке.
Зелёные отели
В России пока не так много подобных отелей, но начало положено. Более 60 гостиниц и санаториев могут похвастаться международным сертификатом Green Key — зелёной маркировкой, подтверждающей соответствие объектов размещения требованиям по защите окружающей среды.
В 2022 году к списку экоотелей присоединился четырёхзвёздочный отель «Панорама by Mercure Красная Поляна»: здесь установлены светодиодные лампы и сантехника с низким потреблением воды. А в ресторанах гостиницы придерживаются подхода zero wastе (в переводе с английского — ноль отходов).

В 2022 году к списку экоотелей присоединился четырёхзвёздочный отель «Панорама by Mercure Красная Поляна».
Экологичные инициативы другого участника программы Green Key — Novotel Resort Krasnaya Polyana Sochi — включают использование натуральной косметики в диспенсерах и биоразлагаемых средств для чистки и уборки. А ещё здесь есть пункты проката велосипедов и станции зарядки электромобилей.
Смотрят в сторону озеленения и zero waste казанские отели Kazan Palace by Tasigo и NEO Kazan Palace by TASIGO. Здесь отказались от пластика и разработали систему сортировки мусора на десятки фракций: к 2022 году этими отелями было переработано более 130 000 килограммов отходов. Для снижения потребления воды тут применяются смесители с аэраторами, а сэкономить электричество помогают энергосберегающие лампочки.

NEO Kazan Palace by TASIGO.
Экоотели в сервисе Островок B2B
Островок B2B — сервис для профессионалов туриндустрии. На платформе представлено 2,6 млн объектов размещения по всему миру, включая экологичные форматы проживания, от минималистичных глэмпингов на природе до городских отелей, отмеченных зелёными сертификатами. Организуйте поездку любой сложности на сайте или в приложении Островок B2B. Присоединяйтесь!
С одной стороны, отели внедряют умные технологии и роботов, чтобы идти в ногу со временем. С другой — растёт спрос на отдых в экологичных отелях, которые заботятся о сохранении природных ресурсов. Как именно удастся сочетать такие разные подходы, покажет время. А отследить новые тенденции поможет блог сервиса Островок B2B.