Содержание
Классификация отелей в мире
Кто придумал присваивать отелям звёзды
В 1958 году Mobil Travel Guide (сейчас Forbes Travel Guide — старейший путеводитель в США) впервые начал отправлять анонимных инспекторов для оценки отелей от 1 до 5 звёзд.
Система оценки в разных странах
Хотя бОльшая часть мира использует пятизвёздочную систему, есть и исключения. В Англии вместо звёзд отелям присваивают короны (чтобы перевести в звёзды, нужно отнять одну корону). В Швеции символ оценки — ключ.
В США и еще ряде стран нет единой классификации отелей. В Северной Америке популярностью пользуется оценка Американской автомобильной ассоциации (ААА). Уже больше века ААА публикует путеводители для автотуристов, где отели отмечены бриллиантами — от одного до пяти.
В Греции используют латинские буквы, где L соответствует 5*, A — 4*, B — 3* и так далее.
В Таиланде также используются латинские буквы:
- B — budget, приближен к 2*;
- M — medium (3*);
- S – superior (4*);
- F – first (5*);
- L – deluxe, отели, которые превосходят уровень 5*.
В Турции и Египте встречаются дополнительные категории — HV-1 и HV-2. HV (аббревиатура Holiday Village) переводится как «Курортная деревня». В отелях этих категорий есть возможность размещения в отдельно стоящих домиках (бунгало), у них есть своя большая территория и пляж. По уровню они примерно соответствуют:
- HV-1 — 4–5*;
- HV-2 — 2–3*.
В мире есть отели 6* и даже 7*, например, Burj Al Arab в Дубае. Система гостиничного сервиса не предусматривает уровень выше пяти звёзд, это скорее маркетинг. В таких объектах может быть отделка из натурального золота, огромная площадь номеров и другие атрибуты роскоши.
- 7 лучших пляжей, куда можно добраться прямыми рейсами из России
- Лучшие пляжи России: 7 морских курортов для летнего отпуска
Единой системы и процедуры оценки для всех стран до сих пор не существует. Все попытки создать международный стандарт потерпели неудачу.
Кто присваивает звёзды
Чаще всего классификацией занимается государство, например, министерство туризма. Есть страны, в которых это делают частные организации. Так, в Великобритании и Франции за звёздность отелей отвечает управление по туризму, в Бельгии, Дании и Испании она регулируется законом, а в Германии, Австрии и Швеции этот вопрос решает отраслевая ассоциация.
С 2010 года появилась система Hotelstars Union, которая действует в большинстве стран Европы. Отель подает заявку на классификацию, ассоциация проводит оценку по 270 критериям. Бывает, что эксперт приезжает под видом тайного гостя.
Звёздность отелей в России
До 2018 года классификация в России не была обязательной. В преддверии Чемпионата мира по футболу процедуру присвоения звёзд должны были пройти гостиницы 11 принимающих городов. С 1 июля 2019 года она стала обязательной для отелей, где более 50 номеров, с 1 января 2020 года — более 15 номеров, а 1 января 2021 года классификации подлежат все гостиницы.
Россия — член Всемирной туристской организации и следует установленным ей стандартам, но у страны есть и свои особенности оценки. Звёздность отеля в России определяют аккредитованные экспертные организации. Процедура оценки платная и проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ.
Для получения звёзд отель должен подходить под определённые требования. На оценку влияют размер номерного фонда, профессионализм персонала, оказание услуг, питание и другие факторы вплоть до времени ожидания лифта.
Как проходит процедура классификации
- Подача заявки и экспертная оценка, в которую входят проверка на соответствие отеля одной из категорий и балльная оценка (для получения пяти звёзд нужно набрать 76–104 балла).
- Составление акта оценки.
- Присвоение категории и выдача свидетельства.
Оказывать гостиничные услуги без свидетельства о пройденной классификации запрещено, за это владельцу грозит штраф от 30 000 до 50 000 руб. Свидетельство действует три года, затем необходима повторная процедура.
Как проверить отель
Полный перечень классифицированных отелей России опубликован здесь. Сейчас в списке почти 21 000 объектов.
Кому необязательно проходить классификацию
- Средства размещения для организации отдыха и оздоровления детей;
- медицинские организации;
- учреждения социального обслуживания;
- физкультурно-спортивные организации;
- централизованные религиозные учреждения;
- организации по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности;
- кемпинги;
- общежития;
- средства размещения в жилых помещениях (кроме жилых помещений, переведенных в нежилые);
- туристские приюты;
- туристские стоянки;
- дома-кордоны.
Санаторно-курортные организации по своему усмотрению проходят классификацию.
Категории звёздности отелей
Мы расскажем про критерии, которые обязательны для каждой категории звёздности. В каждой последующей остаются прежние требования и добавляются новые.
Что туристы бронируют на Ostrovok.ru
В летнем сезоне 2023 года туристы в основном выбирают апартаменты (21%), трёхзвёздочные отели (18%) и гостевые дома (17%). Отели без звёзд забронировали 13% пользователей, четырёхзвёздочные гостиницы — 9%, мини-отели — 7%, двухзвёздочные отели и хостелы — по 4%, апарт-отели — 3%, пятизвёздочные — 2%.
«Без звёзд»
Это самые бюджетные варианты размещения. Их обычно выбирают путешественники, не планирующие много времени проводить в отеле.
В гостинице «без звёзд» должны быть:
- вывеска;
- круглосуточный приём гостей;
- горячая и холодная вода;
- отопление и вентиляция;
- система аварийного освещения;
- услуга хранения вещей;
- городской телефон в отеле;
- уборка номера каждый день;
- смена полотенец раз в три дня и постельного белья — раз в пять суток;
- общий утюг и гладильная доска;
- лифт (для зданий выше 5 этажей);
- услуга хранения багажа.
Также в требования входят один туалет и одна ванная на каждые десять комнат. Минимальная площадь номеров — 9 кв. м, если речь идет о хостеле — 4 кв. м на каждую кровать. В отеле должен быть ресепшен и телевизор.
«Одна звезда»
Такие отели обычно небольшие, с минимумом удобств, в основном — общего пользования.
В гостинице «одна звезда» должны быть:
- не менее 25% одно- и двухместных номеров от общего числа;
- четверть номеров должна иметь собственные санузлы площадью от 1,75 кв. м с раковиной, туалетом, ванной или душевой;
- у персонала должны быть свои помещения: столовая, раздевалки, санузлы, место для отдыха;
- холодные завтраки.
«Две звезды»
Начиная от «двух звёзд», номера делятся на категории: эконом, комфорт, комфорт+ и другие.
Что должно быть в отеле:
- половина номеров одно- и двухместные и с санузлами площадью не менее 2,5 кв. м;
- площадь самих номеров — не менее 10 кв. м;
- персонал носит форму и оказывает помощь с багажом по запросу;
- смена постельного белья каждые четвёртые сутки;
- в отелях, где больше 50 номеров — своя прачечная;
- вентилятор в номере для южных регионов;
- работа ресепшен с 7:00 до 22:00;
- как правило, кафе с континентальным завтраком на территории отеля.
Звёзды на B2B.Ostrovok
Используйте фильтр «количество звёзд» на B2B.Ostrovok, чтобы выбирать среди объектов размещения с нужным уровнем сервиса.
«Три звезды»
Трехзвёздочные отели — самый популярный тип в мире. Здесь добавляются удобства в номере: кондиционер, фен, холодильник/мини-бар и телевизор.
Дополнительный список требований:
- 100% номеров одноместные (не менее 12 км. м) или двухместные (не менее 15 км. м);
- нет совместных номеров для незнакомых людей;
- все номера со своим санузлом;
- есть лифт в зданиях выше трёх этажей;
- вывески и здание должны подсвечиваться ночью;
- места для кратковременной парковки;
- отдельные входы для персонала и гостей;
- охранная система и видеонаблюдение;
- смена постельного белья раз в три дня;
- смена полотенец ежедневно;
- Wi-Fi;
- оборудованный конференц-зал;
- обед и ужин в ресторане отеля;
- дополнительные платные и бесплатные услуги на территории.
В отелях «три звезды» предоставляют экскурсионные услуги, гида-переводчика за отдельную плату и трансфер. По просьбе гостя персонал вызывает такси. На территории чаще всего есть столовая или ресторан, прачечная, тренажёрный зал, бизнес-центр и бассейн.
«Четыре звезды»
К указанным выше пунктам добавляются:
- лифт в зданиях выше двух этажей;
- отдельный лифт для обслуживающего персонала;
- собственная парковка (иногда — прокат автомобилей);
- наличие швейцара;
- бесплатный поднос багажа;
- смена постельного белья раз в два дня;
- термостат в номерах для регулирования температуры;
- индивидуальные сейфы;
- площадь одноместных номеров — не менее 12 кв. м, двухместных — 17 кв. м, двухкомнатных — 40 кв. м, трёхкомнатных — от 55 кв. м;
- ресторан или кафе на территории, а также круглосуточный бар или ночной клуб;
- бассейн или сауна с мини-бассейном, тренажёрный зал, бизнес-центр (средства для печати и копирования, компьютеры, комнаты для переговоров);
- завтрак типа «шведский стол»;
- служебный и (или) грузовой лифт;
- заказ еды в номер круглосуточно;
- бесплатная бутилированная вода в номере (0,5 литра) ежедневно;
- мини-бар;
- интернет.
Отели этой категории включают спа-услуги, массаж, на территории может быть несколько ресторанов и конференц-залов. В ванной комнате — комплект полотенец и набор средств для личной гигиены: гель для душа, шампунь, мыло.
«Пять звёзд»
Здесь набор основных и дополнительных услуг самый широкий. Не менее 5% номерного фонда составляют сюиты, апартаменты и люксы.
Высшие категории номеров
Сьют — номер из нескольких комнат с зоной отдыха, одной или несколькими спальнями и холлом. Площадь — не менее 75 кв. м.
Апартаменты — номера квартирного типа от 40 кв. м с оборудованной кухней и ванной комнатой.
Люкс — номер площадью от 35 кв. м из двух комнат: гостиной и спальни.
В отеле «пять звёзд», помимо прочего, предполагаются:
- несколько лифтов на всех этажах;
- Wi-Fi в номерах;
- салон красоты и парикмахерская (в отелях, где более 100 номеров);
- площадь одноместных номеров не менее 13 кв. м, двухместных — 18 кв. м;
- площадь холлов не менее 160 кв. м;
- на территории должен быть медицинский кабинет;
- кондиционер во всех номерах;
- смена постельного белья ежедневно;
- банные халаты для каждого гостя;
- в санузлах пакеты для личных вещей, диспенсеры с кремом, салфетки, одноразовые сиденья для унитаза;
- аренда автомобилей;
- детская игровая площадка, комната для детей и специальное меню для малышей;
- услуги экспресс-стирки и химчистки;
- бронирование или продажа билетов на транспорт и на развлекательные мероприятия.
Как выбрать лучший отель
Классификация гостиниц помогает ориентироваться среди множества вариантов размещения и подбирать отели подходящей категории. Оценка обязует гостиницы соответствовать определенным требованиям и проходить проверки. Одна из её целей — улучшение гостиничного сервиса.
Однако звёздность не всегда гарантирует высокое качество услуг. Например, персонал отеля во время экспертной оценки может быть вежливым и учтивым, но не вести себя так на ежедневной основе.
На что ориентироваться кроме звёзд
Классификация — это экспертная оценка, и помимо неё есть ряд параметров, на которые стоит обратить внимание.
- Отзывы. Читать реальные комментарии тех, кто уже побывал в гостинице и смотреть на рейтинг. На B2B.Ostrovok как раз есть такая возможность.
- Премии и рейтинги. Ежегодная премия Ostrovok Guests’ Choice как раз отбирает лучшие из лучших — отели, которые можно смело рекомендовать клиентам.
- Система питания. Так, в отелях all-inclusive будет включено трёхразовое питание и алкоголь. Подробнее о системе «всё включено» — в отдельном материале.
- Месторасположение. Хороший отель может располагаться далеко от центра или достопримечательностей, это стоит учитывать.
- Принадлежность к одной сети. В сетевых отелях действует единый стандарт качества. Если туристу понравилось в AZIMUT в одном городе, высока вероятность, что он останется довольным, приехав в другой сетевой отель. На B2B.Ostrovok есть фильтр «сеть отелей»: он придётся как раз кстати для ценителей конкретных брендов.
У звёздной системы есть свои минусы, но она облегчает работу турагентов. Это один из важнейших критериев при выборе места отдыха, особенно если турист собирается большую часть отпуска провести на территории отеля.
С выбором поможет B2B.Ostrovok: не зря у нас 2+ млн вариантов по всему миру и 67 000+ прямых контрактов с поставщиками. Кстати, недавно мы улучшили отельные подборки на B2B.Ostrovok — предложения для клиентов в формате pdf. c итоговой ценой, включая комиссию турагента.
Фото обложки: Gts / Shutterstock.com