Содержание
- Что такое закон о персональных данных
- Что означает закон для турагентов и туроператоров
- Как избежать штрафов
Помощник турагента
Добро пожаловать в сервис для профессионалов в сфере туризма Островок B2B! С нами турагенты и туроператоры бронируют отели, ж/д и авиабилеты, трансферы и страховки. Заказывая услуги для своих туристов на Островок B2B, вы получаете круглосуточную помощь от службы поддержки, выгодные тарифы для юрлиц, дополнительную проверку бронирований и финансовую информацию в режиме онлайн. Присоединяйтесь!
Что такое закон о персональных данных
В 2006 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 152 «О персональных данных», который определил параметры сбора, обработки и использования сведений о физических лицах.
Основные термины
Персональные данные — это информация, связанная прямо или косвенно с конкретным человеком. Данные могут быть:
- общедоступные — включая ФИО, дату и место рождения, адрес проживания, контактные сведения и факты о профессиональной деятельности;
- специальные — охватывают в том числе политическую позицию, религиозные убеждения и, например, состояние здоровья;
- биометрические — касаются физиологических и биологических характеристик, позволяющих идентифицировать личность;
- прочие — это информация, которая не относится к категориям выше.
Оператор персональных данных — организация или индивидуальный предприниматель, которые обрабатывают персональные данные. Они могут делать это сами или передавать полномочия третьей стороне по отдельному договору. На практике обработка персональных данных может выглядеть так: турагент или туроператор собирает информацию, загружает её в специальную таблицу, а потом использует систематизированные материалы для рассылки персональных предложений.

Оператор персональных данных — организация или индивидуальный предприниматель, которые обрабатывают персональные данные. Фото: Pressmaster / Shutterstock.com
Что означает закон для турагентов и туроператоров
Во-первых, эти субъекты должны регистрироваться как операторы персональных данных в Роскомнадзоре. Для этого необходимо направить в госорган уведомление, указав в нём свои идентификационные данные, ответственных лиц, цель и сроки обработки получаемой информации, а также какие меры приняты для обеспечения безопасности передаваемых материалов.
Во-вторых, турагенты и туроператоры должны направлять в то же ведомство и другие уведомления, например:
- информацию о передаче данных туристов в зарубежную страну для последующего оформления поездки туда;
- сведения о неправомерной передаче информации.
Формы подобных документов можно посмотреть на сайтах Роскомнадзора и «Консультант Плюс».
Что надо учитывать при направлении уведомлений в Роскомнадзор
Зелёный список стран. В марте 2023 года Роскомнадзор (Приказ № 128) определил список государств, где обеспечивается «адекватная защита прав при передаче персональных данных». В перечень входят, например, Австрия, Италия, Греция, Грузия, Бельгия, Испания, Швеция, Мексика и другие страны.
Если отель, в котором планируется разместить клиента, находится на территории страны из такого зелёного списка, то алгоритм работы туроператора или турагента будет простым:
- сначала надо оценить, как зарубежная гостиница соблюдает требования по информационной безопасности, каким образом возможно прекращение обработки персональной информации и кто конкретно будет иметь к ней доступ;
- затем — направить уведомление в Роскомнадзор;
- далее — не дожидаясь ответа от ведомства, направить необходимые материалы в адрес иностранного партнёра.

В перечень зелёных стран входит Австрия. Фото: Nok Lek Travel Lifestyle / Shutterstock.com
Другие страны. Совсем другое дело, если отель расположен в стране, которая не соответствует стандартам защиты. Тогда формат взаимодействия будет таким:
- сначала от заграничного отеля нужно запросить документы с ответом на вопросы: какие меры предпринимаются для сохранения переданных персональных данных (1), какое используется национальное правовое регулирование в этой сфере (2) и кто будет получателем передаваемых материалов (3) — требуется записать его ФИО, наименование, контактные номера и адреса почты;
- затем — направить уведомление в Роскомнадзор;
- если ведомство не ответило или не запретило передачу информации в течение 10 рабочих дней, то это юридически разрешает отправку материалов. При этом РКН вправе направить турагенту или туроператору дополнительный запрос. Тогда срок замораживается, и данные клиентов отправлять нельзя.
Все полученные от заграничного отеля документы надо сохранить. Роскомнадзор может их потребовать, чтобы убедиться: персональные данные гражданина, отправленные в зарубежную страну, надёжно защищены.
При этом если не выдержать сроки ответа от РКН и отправить сведения о клиенте в страну не из перечня Приказа №128, то такие данные нужно будет уничтожить, если от ведомства поступит запрет. Госоргану потребуется представить доказательства, подтверждающие ликвидацию направленных материалов: это может быть документ от зарубежного отеля.
Какие документы нужны при работе с клиентом
Вот о каких документах следует позаботиться турагенту или туроператору:
- согласие на обработку персональных данных;
- согласие на распространение персональных данных — этот документ необходим, если планируется собрать в дальнейшем отзыв от клиента о поездке и опубликовать его, например, на своём сайте;
- политика обработки персональных данных — это общий стратегический документ, который определяет подходы к работе с подобными сведениями;
- порядок обработки персональных данных.
Конечно, этот перечень не будет полным без дополнительных указаний:
- надо назначить сотрудника, который будет ответственен за работу с данными;
- определить, где разместят информацию;
- указать список работников, которые имеют доступ к ней;
- подготовить документы, которые определяют меры защиты полученной информации.

Турагенту следует позаботиться о документах. Фото: REDPIXEL.PL / Shutterstock.com
Персональные данные клиента вносятся в ГИС «Электронная путёвка»
В Кодексе РФ об административных правонарушениях установлены серьёзные штрафы при нарушении правил оформления подобной документации. Подробнее о ситуации можно прочитать здесь. Правильно и быстро сделать электронную путёвку можно в сервисе Островок B2B: перейдите в соответствующий раздел личного кабинета, нажмите «Создать путёвку» и заполните обязательные блоки.
Какие штрафы предусмотрены
Если не соблюдать порядок обработки персональных сведений о личности, можно получить административное наказание.
- Например, если фирма, используя подобные данные, забыла о получении обязательного разрешения на это от клиента, то она заплатит штраф в размере от 300 до 700 тысяч рублей.
- Должностное лицо накажут на сумму от 100 000 до 300 000.
- Если на сайте организации нет политики по обработке персональных данных, то тогда с компании (юрлица) взыщут от 30 000 до 60 000 рублей.
Полный перечень санкций можно посмотреть здесь.

Если не соблюдать порядок обработки персональных сведений о личности, можно получить административное наказание. Фото: insta_photos / Shutterstock.com
Как избежать штрафов
Здесь следует действовать по таким принципам:
Отправить в Роскомнадзор уведомление с просьбой внести компанию в реестр операторов персональных данных и далее информировать ведомство о передаче такой информации, учитывая сроки.
Назначить ответственного внутри компании. Его рамочные полномочия: возможность внутреннего аудита, проведение инструктажей, отслеживание изменений профильного законодательства.
Разработать и утвердить нормы по работе с персональными данными внутри фирмы. Всех сотрудников корпорации надо ознакомить с локальными актами под роспись. Работники, которые допускаются к персональным данным клиентов, должны представить письменные обязательства о неразглашении таких сведений.
Разместить на сайте компании документы: Политику в области обработки персональных данных, уведомления, касающиеся файлов cookie, формы соответствующих согласий.
Команда сервиса Островок B2B стремится облегчать жизнь турагентам: для этого у нас реализована возможность отправлять сведения о турпоездках в систему «Электронная путёвка», не выходя из приложения. Будьте бдительны — и работайте без стресса!
Фото обложки: Marek Levak / pexels.com