Закон о персональных данных: как турагенту избежать штрафов

Закон о персональных данных: как турагенту избежать штрафов

Продолжаем юридическую рубрику для турагентов и туроператоров в блоге Островок B2B. В этот раз речь пойдёт про закон о персональных данных: в статье разберёмся в тонкостях, которые важно знать и соблюдать профессионалам туриндустрии.

Максим Смоляров
612
5 минут чтения

Содержание

Помощник турагента

Добро пожаловать в сервис для профессионалов в сфере туризма Островок B2B! С нами турагенты и туроператоры бронируют отели, ж/д и авиабилеты, трансферы и страховки. Заказывая услуги для своих туристов на Островок B2B, вы получаете круглосуточную помощь от службы поддержки, выгодные тарифы для юрлиц, дополнительную проверку бронирований и финансовую информацию в режиме онлайн. Присоединяйтесь!

Что такое закон о персональных данных

В 2006 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 152 «О персональных данных», который определил параметры сбора, обработки и использования сведений о физических лицах. 

Основные термины

Персональные данные это информация, связанная прямо или косвенно с конкретным человеком. Данные могут быть:

  • общедоступные — включая ФИО, дату и место рождения, адрес проживания, контактные сведения и факты о профессиональной деятельности;
  • специальные — охватывают в том числе политическую позицию, религиозные убеждения и, например, состояние здоровья;
  • биометрические — касаются физиологических и биологических характеристик, позволяющих идентифицировать личность;
  • прочие — это информация, которая не относится к категориям выше.

Оператор персональных данных организация или индивидуальный предприниматель, которые обрабатывают персональные данные. Они могут делать это сами или передавать полномочия третьей стороне по отдельному договору. На практике обработка персональных данных может выглядеть так: турагент или туроператор собирает информацию, загружает её в специальную таблицу, а потом использует систематизированные материалы для рассылки персональных предложений. 

Оператор персональных данных — организация или индивидуальный предприниматель, которые обрабатывают персональные данные. Фото: Pressmaster / Shutterstock.com

Что означает закон для турагентов и туроператоров

Во-первых, эти субъекты должны регистрироваться как операторы персональных данных в Роскомнадзоре. Для этого необходимо направить в госорган уведомление, указав в нём свои идентификационные данные, ответственных лиц, цель и сроки обработки получаемой информации, а также какие меры приняты для обеспечения безопасности передаваемых материалов. 

Во-вторых, турагенты и туроператоры должны направлять в то же ведомство и другие уведомления, например:

  • информацию о передаче данных туристов в зарубежную страну для последующего оформления поездки туда;
  • сведения о неправомерной передаче информации.

Формы подобных документов можно посмотреть на сайтах Роскомнадзора и «Консультант Плюс»

Что надо учитывать при направлении уведомлений в Роскомнадзор

Зелёный список стран. В марте 2023 года Роскомнадзор (Приказ № 128) определил список государств, где обеспечивается «адекватная защита прав при передаче персональных данных». В перечень входят, например, Австрия, Италия, Греция, Грузия, Бельгия, Испания, Швеция, Мексика и другие страны. 

Если отель, в котором планируется разместить клиента, находится на территории страны из такого зелёного списка, то алгоритм работы туроператора или турагента будет простым:

  • сначала надо оценить, как зарубежная гостиница соблюдает требования по информационной безопасности, каким образом возможно прекращение обработки персональной информации и кто конкретно будет иметь к ней доступ;
  • затем — направить уведомление в Роскомнадзор;
  • далее — не дожидаясь ответа от ведомства, направить необходимые материалы в адрес иностранного партнёра.

В перечень зелёных стран входит Австрия. Фото: Nok Lek Travel Lifestyle / Shutterstock.com

Другие страны. Совсем другое дело, если отель расположен в стране, которая не соответствует стандартам защиты. Тогда формат взаимодействия будет таким:

  • сначала от заграничного отеля нужно запросить документы с ответом на вопросы: какие меры предпринимаются для сохранения переданных персональных данных (1), какое используется национальное правовое регулирование в этой сфере (2) и кто будет получателем передаваемых материалов (3) — требуется записать его ФИО, наименование, контактные номера и адреса почты;
  • затем — направить уведомление в Роскомнадзор;
  • если ведомство не ответило или не запретило передачу информации в течение 10 рабочих дней, то это юридически разрешает отправку материалов. При этом РКН вправе направить турагенту или туроператору дополнительный запрос. Тогда срок замораживается, и данные клиентов отправлять нельзя. 

Все полученные от заграничного отеля документы надо сохранить. Роскомнадзор может их потребовать, чтобы убедиться: персональные данные гражданина, отправленные в зарубежную страну, надёжно защищены.

При этом если не выдержать сроки ответа от РКН и отправить сведения о клиенте в страну не из перечня Приказа №128, то такие данные нужно будет уничтожить, если от ведомства поступит запрет. Госоргану потребуется представить доказательства, подтверждающие ликвидацию направленных материалов: это может быть документ от зарубежного отеля.

Какие документы нужны при работе с клиентом

Вот о каких документах следует позаботиться турагенту или туроператору:

  • согласие на обработку персональных данных;
  • согласие на распространение персональных данных — этот документ необходим, если планируется собрать в дальнейшем отзыв от клиента о поездке и опубликовать его, например, на своём сайте;
  • политика обработки персональных данных — это общий стратегический документ, который определяет подходы к работе с подобными сведениями;
  • порядок обработки персональных данных.

Конечно, этот перечень не будет полным без дополнительных указаний:

  • надо назначить сотрудника, который будет ответственен за работу с данными;
  • определить, где разместят информацию;
  • указать список работников, которые имеют доступ к ней;
  • подготовить документы, которые определяют меры защиты полученной информации.

Турагенту следует позаботиться о документах. Фото: REDPIXEL.PL / Shutterstock.com

Персональные данные клиента вносятся в ГИС «Электронная путёвка»

В Кодексе РФ об административных правонарушениях установлены серьёзные штрафы при нарушении правил оформления подобной документации. Подробнее о ситуации можно прочитать здесь. Правильно и быстро сделать электронную путёвку можно в сервисе Островок B2B: перейдите в соответствующий раздел личного кабинета, нажмите «Создать путёвку» и заполните обязательные блоки. 

Какие штрафы предусмотрены

Если не соблюдать порядок обработки персональных сведений о личности, можно получить административное наказание. 

  • Например, если фирма, используя подобные данные, забыла о получении обязательного разрешения на это от клиента, то она заплатит штраф в размере от 300 до 700 тысяч рублей.
  • Должностное лицо накажут на сумму от 100 000 до 300 000.
  • Если на сайте организации нет политики по обработке персональных данных, то тогда с компании (юрлица) взыщут от 30 000 до 60 000 рублей.

Полный перечень санкций можно посмотреть здесь.

Если не соблюдать порядок обработки персональных сведений о личности, можно получить административное наказание. Фото: insta_photos / Shutterstock.com

Как избежать штрафов

Здесь следует действовать по таким принципам:

Отправить в Роскомнадзор уведомление с просьбой внести компанию в реестр операторов персональных данных и далее информировать ведомство о передаче такой информации, учитывая сроки.

Назначить ответственного внутри компании. Его рамочные полномочия: возможность внутреннего аудита, проведение инструктажей, отслеживание изменений профильного законодательства.

Разработать и утвердить нормы по работе с персональными данными внутри фирмы. Всех сотрудников корпорации надо ознакомить с локальными актами под роспись. Работники, которые допускаются к персональным данным клиентов, должны представить письменные обязательства о неразглашении таких сведений.

Разместить на сайте компании документы: Политику в области обработки персональных данных, уведомления, касающиеся файлов cookie, формы соответствующих согласий.


Команда сервиса Островок B2B стремится облегчать жизнь турагентам: для этого у нас реализована возможность отправлять сведения о турпоездках в систему «Электронная путёвка», не выходя из приложения. Будьте бдительны — и работайте без стресса! 

Перейти в Островок B2B

Фото обложки: Marek Levak / pexels.com

Теги: законы, персональные данные
В начало статьи
612
5 минут чтения
Поделитесь с друзьями