Содержание
- О чём говорится в законе о маркировке рекламы
- Что маркируется
- Как разграничить информацию и рекламу
- Как промаркировать рекламу
- Что будет, если не маркировать рекламу
- Можно ли снизить или отменить штраф
- Что запомнить
О чём говорится в законе о маркировке рекламы
Закон № 347-ФЗ определил, что при проведении рекламной кампании надо:
- передать сведения операторам рекламных данных для внесения их в Единый реестр интернет-рекламы;
- проставить маркировку на размещаемых материалах.
Рассмотрим ключевые термины.
Единый реестр интернет-рекламы — это система, разработанная Роскомнадзором для учёта сведений, касающихся размещения рекламных сообщений (включая отслеживание процесса от момента создания контента до получения конечного результата).
Операторы рекламных данных (ОРД) — сервисы, которым Роскомнадзор дал право присваивать материалам специальные идентификаторы (токены) и потом передавать эти данные в контролирующие органы. В России всего семь ОРД: «Яндекс ОРД», OZON ОРД, ОРД-А, «Лаборатория разработки», «Первый ОРД», «ВК Рекламные технологии» и «МедиаСкаут».
Токен (erid) — уникальный код, состоящий из букв и цифр, который ОРД присваивает каждому рекламному сообщению.
Маркировка — это токен, отметка «реклама», ИНН и идентификационные данные рекламодателя.
Что маркируется
Необходимо присваивать токены в ОРД всем рекламным онлайн-сообщениям. В этот список попадают:
- видеоматериалы, контекстная и таргетированная реклама (у каждого варианта — свой токен);
- посты, истории, эфиры в соцсетях;
- подкасты;
- видеосообщения в своём телеграм-канале («кружочки»);
- тизеры.
Не маркируются:
- печатная и наружная реклама, которая не размещается в сети;
- материалы социального характера;
- реклама, которая прозвучала на радио или в ТВ-передаче и была выложена в интернет без корректировок;
- сообщения, ориентированные на зарубежную аудиторию;
- email- и SMS-рассылки по собственной базе клиентов;
- информация нерекламного характера на собственном сайте или в соцсетях;
- объявления на «Авито».
Также без маркировки можно обойтись, если вы:
- размещаете анонсы своих мероприятий, но без акцентирования коммерческого внимания на одном из них;
- публикуете материалы, где автор рассказывает свою историю и вскользь (незначительным образом) упоминает о каких-то используемых услугах, товарах, продуктах.
Неоднозначно в правоприменении оценивается, например, нативная реклама. С одной стороны, закон требует маркировать её. С другой, если подобный материал — информационный, а не рекламный по сути, то получать на него токен не требуется.
Как разграничить информацию и рекламу
В ноябре прошлого года появился приказ ФАС России № 821/23, где попытались разделить эти понятия. Под рекламой понимают неперсонифицированную информацию, цель которой — продвижение определённого объекта среди однородных на рынке. Тогда как для информационного материала характерны нейтральность стиля, независимость и объективность в освещении фактов.
Это означает, что если вы предлагаете на своем сайте выгодный маршрут для путешественников (с указанием кафе, отелей, достопримечательностей), но у вас нет никаких коммерческих договоров с этими структурами, сведения изложены непредвзято, то это не сочтут рекламой. Если же вы размещаете подробное описание достоинств гостиницы, даёте на её сайт ссылку, промокод на скидку, то это считается рекламой и требует маркировки.
Ещё один сложный практический вопрос — нужно ли маркировать, например, информацию о горящих турах? Здесь всё также зависит от тональности. Если материалы информационные и не выделяются на фоне других предложений (не стимулируют к приобретению), то в этом случае маркировка не требуется. Если же в тексте прослеживается призыв «купи сегодня, завтра таких цен уже не будет», то это можно расценить как рекламу.
Как разграничить информационное и рекламное сообщение в соцсетях
Маркировка не требуется, если вы используете, например, Telegram:
- как мессенджер, передавая сообщения пользователям;
- как площадку для информирования своих клиентов об ассортименте, условиях приобретения, ценах, скидках, правилах участия.
Однако если вы перейдёте эту грань и начнёте создавать в соцсетях (и на сайтах) исключительно рекламный продукт, то в этом случае посты подпадут под действие профильного законодательства. Рекламой будет сообщение, нацеленное на «привлечение внимания к конкретному товару, работе, услуге и их выделение среди похожих продуктов».
Как турагенту завести Telegram-канал
Разобрали основные принципы работы в Telegram: как турагенту создать собственный канал в мессенджере для продвижения услуг и какой контент выкладывать, чтобы преуспеть.
Как промаркировать рекламу
Действуйте по алгоритму:
- выберите ОРД (учтите, что операторы отличаются друг от друга условиями сотрудничества и стоимостью услуг);
- зарегистрируйтесь в личном кабинете выбранного ОРД;
- отправьте созданный вами рекламный контент оператору. Рекламному сообщению после проверки присвоят токен;
- в размещаемом коммерческом сообщении проставьте полученный токен и сведения о рекламодателе. Рекомендации по размещению erid смотрите здесь.
После завершения рекламной кампании в течение одного месяца вам следует предоставить отчёт оператору рекламных данных. Этот документ содержит следующую информацию:
- расходы на размещение рекламы (в том числе по всем заключённым контрактам);
- имеющиеся договоры;
- акты выполненных работ;
- сроки проведения рекламной кампании.
Кроме этого, приложите статистику по используемым площадкам и конкретным объявлениям.
Не лишним будет проверить передачу этих сведений между выбранным вами ОРД и реестром интернет-рекламы. Это можно сделать самостоятельно. Авторизуйтесь на сайте через Госуслуги. Далее зайдите в разделы «Мои креативы» и «Мои договоры».
Что будет, если не маркировать рекламу
В этом случае вас могут привлечь к административной ответственности.
За отсутствие в рекламе токена или его неправильное размещение:
- для физлиц штраф составит от 30 000 до 100 000 рублей;
- для должностных лиц — от 100 000 до 200 000 рублей;
- предприятия заплатят от 200 000 до 500 000 рублей.
Если забыли поставить в маркировке слово «реклама» и не указали данные о рекламодателе, то для физлиц санкция составит от 2000 до 2500 рублей, для должностных лиц — от 4000 до 20 000 рублей, для юридических — от 100 000 до 500 000.
Если забыли отправить сведения о распространённой рекламе или предоставили неполные либо ложные данные, то физлицам за допущенное нарушение грозит штраф от 10 000 до 30 000 рублей, должностным лицам — от 30 000 до 100 000 рублей, юридическим — от 200 000 до 500 000.
А если я распространяю рекламу через агентство?
Тогда все вопросы — к нему. Именно на агентство в этом случае возлагается обязанность передавать в ОРД необходимый набор сведений. Важно, чтобы такие полномочия были отражены в договоре.
Можно ли снизить или отменить штраф
Отменить штраф крайне сложно. Это происходит лишь в том случае, если при составлении административного протокола допустили серьёзные процессуальные ошибки: например, потенциальный нарушитель не получил письма с указанием даты и места рассмотрения дела (постановление по делу № А04-3197/2024).
Такая ситуация в практике — редкость. Поэтому апеллировать стоит к другому.
Просите заменить штраф на предупреждение. Ссылайтесь на то, что нарушение совершено впервые, а ущерба нет (постановление по делу № А40-83951/2024).
Указывайте на малозначительность. Здесь основной аргумент — существенности в причинении вреда нет.
На крайний случай можно попросить максимально снизить сумму штрафа, апеллируя к неблагоприятным обстоятельствам внутри компании. Для этого предъявите документы, указывающие на сложное финансовое положение организации.
Что запомнить
Турагенты и туроператоры должны, распространяя свою рекламу в сети, маркировать её надлежащим образом. Для этой работы требуются внимательность и пунктуальность: это касается в первую очередь понимания того, что относится к рекламе и что относится к информированию. Грань между этими категориями очень тонкая. А нарушение профильного законодательства влечёт административную санкцию, которую отменить достаточно сложно.
Что такое Островок B2B
Сервис бронирования отелей и билетов для профессионалов туриндустрии Островок B2B позволяет быстро, эффективно и с удовольствием спланировать поездку для ваших клиентов. Для этого у нас есть:
- 2,6 млн отелей по всему миру;
- более 100 000 прямых контрактов с гостиницами, что гарантирует выгодные B2B-тарифы;
- дополнительная проверка бронирований, чтобы заезд прошёл без тревог;
- служба поддержки 24/7 и персональный куратор.
Нюансов, которые турагентам и туроператорам нужно удерживать в голове, становится всё больше. Мы в редакции блога Островок B2B постараемся упростить вашу рутину и продолжим разбирать злободневные юридические вопросы в сфере туризма. Кстати, недавно у нас вышел обзор изменений в отраслевых законах на 2025 год.