Содержание
- Новые тенденции мирового туризма
- Популярные направления для внутреннего туризма
- Популярные направления для внешнего туризма
Новые тенденции мирового туризма
Интерес к поездкам внутри страны сохранится
Пандемия показала туроператорам, что нельзя опираться только на зарубежный рынок. Важно создать комфортные условия для внутреннего туризма. В России в 2023–2024 гг. уже выделено 100 миллиардов рублей на развитие отрасли, а в рамках единой субсидии на 2025–2027 гг. на нужды индустрии планируется передать ещё больше средств. Увеличилось количество гостиничных номеров, и появились новые железнодорожные маршруты. Похоже, что меры сработали: россияне на 24 % чаще стали путешествовать по стране.
Тренд наблюдается и в Азии. Согласно докладу Mastercard Economics Institute, большая доля пассажиров из материкового Китая в 2024 году путешествовала внутри страны. Часть азиатских туристов не хочет покидать пределы родного края из-за тревожных новостей в мире. На развитие внутреннего туризма дополнительно повлияло строительство автомагистралей и железных дорог, а также и запуск новых авиарейсов — весной 2024 года компания China Southern Airlines начала летать из международного аэропорта Пекина в Макао.
Курс на Восток
Если отметить траекторию движения туристов на карте, а после усреднить полученные точки, то условный центр путешествий окажется на юге Греции. В девяностых эта зона находилась в Испании. Таким образом, география мировых перемещений сместилась в восточное полушарие.
Из направлений Ближнего Востока выделилась Саудовская Аравия: в первой половине 2024 года страну посетили рекордные 60 миллионов туристов. А во время Рамадана государство на Аравийском полуострове по числу гостей обошло Египет, Катар, Марокко и почти догнало Арабские Эмираты.
Страны Ближнего Востока востребованы у россиян: в десятку популярных зарубежных летних направлений 2024 года попали ОАЭ и Турция. Туроператоры Tez Tour и «Интурист» отмечают увеличение продаж и на Саудовскую Аравию: россияне бронируют экскурсионные туры в столицу Эр-Рияд и город Джидда. Но пока из-за отсутствия прямых перелётов о массовом спросе со стороны россиян говорить рано.
Рост комбинированных туров
Дистанционная работа повлияла на формат поездок: по состоянию на март 2024 года, 65 % опрошенных запланировали больше путешествий благодаря возможности работать вне офиса. Во время таких туров сотрудникам удавалось заниматься рабочими вопросами и заодно знакомиться с местными достопримечательностями. При этом удалёнщики не разделяли бизнес и отдых по дням недели, а чередовали активности на протяжении всей поездки.
Сочетать противоположные цели помогают универсальные отели. Гостиницы, подходящие bleisure-путешественникам (термин произошёл от английских слов business — «работа», и leisure — «досуг»), обычно расположены в центре города и, помимо конференц-комнат и быстрого интернета, предлагают спортивные залы, спа и другие развлечения. Недавно отель с похожей концепцией появился в Петербурге. В четырёхзвёздочном комплексе будут предусмотрены деловой центр, ресторан, спортзал, массажный салон и магазины.
Если отпуск, то с семьёй
Половина путешественников отдыхает с семьёй, следует из отчёта Skift State of Travel 2024. При этом останавливаться туристы предпочитают вне мегаполисов: поближе к природе, пляжам и другим живописным местам.
Тенденция заметна и в России: две трети наших соотечественников выбирают отпуск в кругу семьи, и почти каждое третье бронирование в российских объектах размещения в августе 2024 года приходилось на туристов с детьми. Популярные направления для семейного отдыха включают Ростовскую, Воронежскую и Волгоградскую области, Краснодарский край, Калмыкию и Адыгею.
Использование AI
Искусственный интеллект (ИИ) продолжает проникать в нашу жизнь. Туроператоры, авиакомпании и гостиницы активно используют чат-боты на платформах социальных сетей, а также в приложениях для обмена мгновенными сообщениями. Кстати, подобные языковые модели используются и в B2B.Ostrovok для более оперативной обработки запросов.Также ИИ помогает отелям решать маркетинговые задачи и улучшать сервис — алгоритмы анализируют данные бронирований, чтобы составить портрет потенциального гостя.
Пользуются ChatGPT и туристы: нейросеть подскажет, как одеваться в поездке, и составит маршрут по городу на несколько дней, тем самым сэкономив время на планировании. Но полностью изменить туристский рынок, по словам экспертов, искусственный интеллект не сможет. Главный маркетолог холдинга Allianz (одной из крупнейших в мире страховых компаний) отметил, что без достоверных источников информации применение ИИ ограничено. К такому же выводу пришло агентство цифрового маркетинга SEO Travel: согласно их исследованию, ChatGPT в 90 % случаев строит маршруты с закрытыми ресторанами или предлагает достопримечательности, указывая неправильное время их работы.
Будьте в тренде с B2B.Ostrovok
В блоге сервиса бронирования для тревел-профессионалов B2B.Ostrovok мы регулярно делимся новостями индустрии туризма, рассказываем об отраслевых конференциях, разбираем релевантные законы и рекомендуем топовые направления. А самый сок — например, спецпредложения недели — публикуем в нашем Telegram-канале. Присоединяйтесь!
Популярные направления для внутреннего туризма
Краснодарский край
Сочи, Анапа, Геленджик и Витязево вошли в топ-10 самых востребованных внутренних направлений у семейных туристов. В 2023 году край посетили 18,6 миллиона человек, а к концу декабря власти ожидают цифру в 19 миллионов. Основной поток путешественников привлекают климат и природа — в Краснодарском крае можно и отдохнуть на Чёрном море, и поправить здоровье. А ещё здесь развитая инфраструктура: для размещения предусмотрено более 11 000 объектов, в том числе санатории с лечебной базой, гостевые дома и отели с системой «всё включено».
Кавказские Минеральные Воды
По данным туроператора «Алеан», большая часть санаторных путёвок в Северо-Кавказский федеральный округ приходится на Ставропольский край. На спрос влияет повышенное внимание россиян к своему здоровью: по данным центра изучения потребительского поведения Роскачества, лечебный туризм входит в топ-3 востребованных видов отдыха в России. Чтобы турпоток продолжал расти, необходимо обеспечить региону достаточное количество гостиниц и санаториев: за последние пять лет здесь было построено не более 10 новых объектов.
Калининград
Несмотря на то, что Калининградская область отделена от основной территории России, а проехать по земле в регион можно только через соседние государства, число туристов в город с каждым сезоном увеличивается. За первые восемь месяцев 2024 года сюда прибыло полтора миллиона путешественников, а это на 10 % больше, чем за тот же период в прошлом году. Летом гости проводят время на побережье Балтийского моря, а зимой знакомятся с достопримечательностями самого западного города России: Кафедральным собором, Куршской косой и районом Амалиенау.
Ленинградская область
В Ленинградской области отсутствует тёплое море, но это не мешает региону в течение последних лет уверенно держать лидирующие позиции в России: за первое полугодие 2024 года здесь побывало более пяти миллионов туристов. Среди любимых летних направлений в Ленобласти — богатые на исторические и архитектурные достопримечательности Выборг, Гатчина и живописный Карельский перешеек.
На культурную столицу пришлось 6 % летних бронирований по России. При этом популярны были комбинированные туры, которые включали посещение Санкт-Петербурга и других северо-западных регионов.
Популярные направления для внешнего туризма
Турция
Турция регулярно возглавляет рейтинги востребованных у россиян направлений: страна оказалась среди лидеров по турпотоку в 2023 году и может похвастаться максимальным количеством гостей из России за первое полугодие 2024 года. Больше половины бронирований относится к курортам Антальи. Прохладное Эгейское побережье наши соотечественники любят меньше — сюда отправились всего 6 % от общего числа туристов. Значительная часть гостей из России начала путешествие со Стамбула (30 %). Но уверенности, что конечной целью визитов была исключительно Турция, нет: крупнейший в мире аэропорт активно используют для пересадок по пути в другие страны.
В целом говорить о восстановлении российского турпотока в Турцию до допандемийных значений рано: до коронавируса в Анталье отдыхали почти четыре миллиона россиян, а сейчас эта цифра на треть меньше.
Абхазия
Абхазские власти уделяют много внимания развитию туризма в республике: налаживают инфраструктуру, приводят в порядок пляжи и строят новые отели. С 2020 по 2023 год количество объектов размещения выросло почти в три раза. А уже существующие комплексы (гостиницы «Европа», «Россия» и «Страна души») подстраиваются под туристов и переходят с полного пансиона на удобную для семей с детьми концепцию «всё включено». В 2024 году Абхазия планирует принять почти 1,7 миллиона россиян в составе туров — это на 20 % больше, чем в прошлом сезоне. А нынешним летом республика стала вторым после Турции турнаправлением, которое выбрали граждане РФ для отпуска.
Абхазия, скорее всего, усилит позицию на рынке в 2025 году: к летнему сезону планируют открыть аэропорт Сухума, что позволит побывать на местных курортах жителям из дальних уголков России.
Беларусь
Набирает популярность у россиян Беларусь: в этом году количество бронирований местных отелей и гостиниц в январе–феврале выросло на 64 % по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Наши соотечественники ценят лояльные правила въезда в страну и доступность направления: средняя стоимость номера в Минске в 2024 году составляет 66 $ (6124 руб.).
Египет
Государство в Северо-Восточной Африке входит в топ-3 стран для отдыха российских туристов. На высокий спрос влияют привлекательные цены на пятизвёздочные отели: проживание в комплексе премиального уровня в Египте летом вдвое дешевле, чем в Турции. По информации отдела по связям с общественностью туроператорa Anex, за первые шесть месяцев 2024 года продажи путёвок в Египет выросли по сравнению с прошлогодними показателями в полтора раза. При этом средний чек тура на Красное море составляет 155 000 руб. на двоих.
Турагентства России планируют повысить объём перевозок в Египет на будущий зимний сезон: расширяет полётную программу туроператор FUN&SUN (компания будет отправлять туристов на самолётах Air Cairo, «Уральских авиалиний» и Red Wings) и впервые анонсировала рейсы в страну компания Space Travel. Поэтому у направления есть все шансы быть востребованным и в 2025 году.
Ну а мы в преддверии зимнего сезона напоминаем о популярных египетских регионах для отдыха и советуем, где лучше разместить гостей.
Похоже, что перечисленные в статье тенденции сохранятся и в 2025 году, а значит, нас ждёт много интересной работы. А верным спутником в организации новых путешествий по-прежнему остаётся платформа B2B.Ostrovok.ru.
Фото обложки: maxbelchenko / Shutterstock.com