Мастер-план поможет спрогнозировать турпотоки, определить потребности каждого региона в номерном фонде, развитии транспортной, инженерной и остальной инфраструктуры. Его задача — найти новые точки роста, переформатировать интерес так, чтобы россияне знали о новых направлениях и чтобы в этих направлениях развивалась дополнительная инфраструктура.
Сам мастер-план делится на несколько уровней:
- Первый уровень — федеральный. Он охватывает все субъекты России и описывает общие элементы и процессы: где основные точки входа иностранных гостей, откуда и куда едут туристы, какого транспорта и в каком субъекте не хватает, какие нужны межрегиональные маршруты и т.д.
- Второй уровень — макрорегиональный. Он объединяет 12 макрорегионов, которые аккумулируют 80% туристического спроса. Например, Алтай, Байкал, Большое Золотое кольцо.
- Третий уровень находится внутри макрорегиона. Это инвестиционный мастер-план туристско-рекреационного кластера: чаще всего такой документ разрабатывается совместно с инвесторами или с институтами развития.
- В четвёртый уровень входит план конкретного инвестора по развитию туристического проекта или территории.
По словам заместителя главы Ростуризма, Елены Лысенковой, задача мастер-плана, как федерального, так и регионального, определить всех участников и сформировать более сбалансированной конкуренцию.
На данный момент общая сумма инвестиций, которая потребуется на реализацию матер-плана по развитию туризма, неизвестна. Чтобы её определить, нужно суммировать государственные и частные инвестиции, которые уже были заявлены, и инвестиции, которые потребуются дополнительно. Сейчас это обсуждают в рамках форсайт-сессии в Санкт-Петербурге. Помимо этого, нужно будет синхронизировать туризм с программами развития других отраслей — например, с транспортной, где уже заявлено строительство мостов, расширение дорог и другое.
Эксперты также собрали статистику о скрытом объёме туристического рынка. По данным сотовых операторов, банков и опросов стало известно, что в 2021 году около 35 млн путешественников вошли в состав «серого» рынка — это те туристы, которые не останавливаются в официальных средствах размещения, а проживают у родственников и знакомых. Также благодаря анализу туристического потока стало известно, что 64 млн россиян вообще никуда не ездят.
Источник: АТОР