Доклад подготовила директор по маркетингу исследовательской компании Ipsos в России Людмила Новиченкова на основе онлайн-опросов панели Ipsos-i-Say. Опросы проводились в том числе в марте 2022 года, поэтому отражают настроения и планы россиян после резкого изменения геополитической ситуации.
Туризм в целом кажется более опасным и недоступным
Согласно данным Ipsos, в 2021 году не планировали отправляться в путешествие только 16% опрошенных, а в 2022 году этот показатель вырос до 32%. Основная причина отказа от поездок — нехватка финансов, которую подтвердили 47% респондентов. 30% опрошенных заявили об общей политической напряженности в мире, ещё 13% беспокоятся о закрытии аэропортов и отмене рейсов.
Не исчезли и опасения, связанные с коронавирусом: 28% опрошенных готовы отказаться от поездки из-за страха заболеть, а 11% не готовы проходить карантин или получать соответствующие документы.
Пляжный и экскурсионный отдых остаётся востребованным
Зарубежные путешествия планируют только 21% опрошенных в 2022 году — в 2021 году таких было 36%. Снизился спрос и на путешествия по России: в этом году их планируют 58% респондентов против 69% в прошлом году.
Самым востребованным у россиян остаётся пляжный отдых: его выбирают 58% опрошенных. В экскурсионные туры готовы отправиться 46% респондентов, навестить родственников и друзей за рубежом — 39%.
Запрос на событийный туризм упал в три раза: в 2022 году поездки на фестивали, спортивные и другие мероприятия интересуют 7% опрошенных против 22% в 2021 году.
Путешествия наиболее важны для молодёжи
По результатам опросов Ipsos, путешествия являются важной частью жизни для 39% женщин и 28% мужчин. Наибольшее значение туризму придают россияне 18–25 лет: 45% опрошенных в этой возрастной группе подтвердили, что испытывают необходимость в поездках. У респондентов в возрасте 36–45 лет этот показатель составил 35%.
Источник: АТОР