Авторские туры: особенности, плюсы и минусы, как продавать

Авторские туры: особенности, плюсы и минусы, как продавать

Современным туристам мало просто полежать на пляже или сфотографироваться на центральной площади города. Они хотят погрузиться в культуру места и узнать что-то новое, например, попробовать необычную духовную практику или съездить на экскурсию за кулисы театра. Ответом на нестандартные запросы стали авторские туры — программы с уникальными маршрутами и особенными развлечениями для небольших групп. Но, как и везде, есть нюансы. В них разобралась автор блога Островок B2B Людмила Ермакова, которая раньше организовывала индивидуальные туры. 

Людмила Ермакова
125
8 минут чтения

Содержание

Что такое авторский тур

Авторским туром считают поездку, организованную автором — опытным путешественником. Такая программа обычно тщательно продумана. И её участники стремятся не просто осмотреть достопримечательности, а погрузиться в культуру и наполнить отдых необычными впечатлениями. Даже если в тур включены популярные места, то их показывают под нестандартным углом. Подобные маршруты встречаются у блогеров, клубов путешествий и даже крупных компаний, зарегистрированных как туристические операторы (RussiaDiscovery, ITM group и других). 

Создатели авторских туров знают тонкости путешествия в конкретном регионе и могут похвастаться личными контактами с гидами, рестораторами, отельерами и виноделами, а значит, гостям удастся попробовать всё самое интересное. Поездки проходят в небольших группах (по статистике РСТ, до 20 человек), и так, чтобы каждый из гостей получил максимум внимания. Сами авторы, придумавшие программу, обычно сопровождают группу лично и несут ответственность за успех мероприятия.

Благодаря богатому опыту и харизме организатора тура, такое путешествие становится уникальным.

Авторским туром считают поездку, организованную автором — опытным путешественником. Фото: Dmitry Molchanov / Shutterstock.com

Ещё один необычный вид туров

Спрос на путешествия, привязанные к концертам популярных групп или фестивалям, растёт: в статье блога Островок B2B рассказали о событийном туризме.

Почему появился новый формат туров

Долгое время существовало два способа отправиться в путешествие: купить готовую путёвку в агентстве или продумать всё самому. Пакетные туры чаще всего предлагают стандартные маршруты, большие группы, длительные переезды и частую смену отелей. А самостоятельное планирование позволяет сделать программу интереснее, но занимает много времени и сил. К тому же ехать одному в некоторые места может быть некомфортно. Авторские туры помогли найти компромисс: это готовые, но неповторимые программы с гидом-проводником. 

Термин «авторский тур» — новый для России, и его определение законодательно никак не закреплено. В мире такие туры называют small group adventure travel (в переводе с английского — «приключенческое путешествие малой группой»): подобные поездки обрели популярность в США с конца восьмидесятых. 

В Россию, по мнению сооснователя компании Youtravel.me Ольги Бортниковой, авторские туры пришли после эпидемии коронавируса. Дебютантами нового формата путешествий стали Якутия, Адыгея, Калмыкия, Башкирия и Сахалин. Также россияне активно изучали Карелию и Камчатку. Тенденция сохраняется: в сезоне–2024 рост спроса на такие туры в России составил 25–30%.

В Россию, по мнению сооснователя компании Youtravel.me Ольги Бортниковой, авторские туры пришли после эпидемии коронавируса. Фото: Dmitry Molchanov / Shutterstock.com

Особенности организации авторских туров

Наличие темы

Программы фокусируются на конкретных интересах: любви к йоге, музыке, гастрономии или желании посетить определённую страну. Клуб путешествий Михаила Кожухова, например, предлагает отправиться в театральный вояж по Швейцарии с хореографом Аллой Сигаловой или исследовать архитектуру Марокко вместе с искусствоведом Натальей Барбье. А на российских агрегаторах авторских туров можно найти горнолыжные путешествия под руководством опытных райдеров в Грузию, Шерегеш и на Кавказ.

Большая роль автора

Организаторы (ими могут быть альпинисты, географы, этнографы, гуру йоги и другие увлечённые люди) обычно сами участвуют в турах. Авторы делятся интересными наблюдениями о местной культуре и историями из личного опыта жизни в регионе — в такой поездке есть шанс услышать информацию, которой нет в стандартных путеводителях.

Организаторы обычно сами участвуют в турах. Фото: NDAB Creativity / Shutterstock.com

Тщательный подбор объектов размещения

Одним из главных вопросов при организации такого путешествия становится поиск жилья для участников. Гостиницы должны быть удобно расположены и соответствовать целям программы. Например, для горнолыжного тура по Архызу подойдут отели в посёлке Романтик вблизи подъёмников с комнатами для сушки одежды и хранения оборудования, спа-услугами или баней. А для экскурсионного авторского тура по Узбекистану лучше подобрать аутентичные гостиницы в восточном стиле в центре Ташкента, Самарканда и Бухары недалеко от достопримечательностей.

Ваш партнёр в планировании путешествия

Островок B2B — сервис для профессионалов туриндустрии. На платформе представлено 2,6 млн отелей и апартаментов по всему миру, также мы заключили 100 000 прямых контрактов с объектами размещения, чтобы предлагать сниженные тарифы для юрлиц. Авторское путешествие, пакетный тур или индивидуальный маршрут для туриста — организуйте поездку любой сложности на сайте или в приложении Островок B2B. 

Присоединяйтесь!

Не всё включено

В пакетном туре, помимо проживания в отеле с выбранным типом питания, есть чартерный перелёт, трансфер, медицинская страховка и визовое сопровождение. Авторские туры, как правило, не включают авиабилеты и транспорт до предполагаемого места встречи группы. Медицинский полис и визу участникам тоже приходится оформлять самостоятельно. 

Низкий процент повторных покупок

Руководитель компании «Артефакт тревел» Людмила Кузнецова считает, что в авторском туризме показатель lifetime value (в переводе с английского — «пожизненная ценность») клиента близок к нулю. Гости хотят посещать разные места, так что вероятность того, что они выберут один маршрут дважды, крайне мала. Поэтому организаторам приходится либо закладывать дополнительные траты и время на поиск ранее неизведанных мест, либо смириться с тем фактом, что для каждого тура нужны новые клиенты.

Гости хотят посещать разные места, так что вероятность того, что они выберут один маршрут дважды, крайне мала. Фото: Dmitry Molchanov / Shutterstock.com

Плюсы

  • Экономия времени. Туристам не надо планировать поездку самостоятельно. 
  • Небольшие группы. Авторские туры позволяют уделить достаточно внимания каждому участнику и получить фотографии у достопримечательностей без скоплений людей. В таких условиях гораздо проще настроиться на одну волну и почувствовать себя частью команды.
  • Уникальные маршруты. Авторские туры дают возможность не просто побывать в стране, но и погрузиться в историю и культуру региона через общение с жителями и знакомство с местными традициями.
  • Адресность. Такие путешествия подстраиваются не только под наиболее комфортный сезон в стране, но и ориентируются на желания конкретной группы.
  • Общение. В туре легко встретить единомышленника и человека с похожими интересами. 

Минусы

  • Высокая стоимость. Генеральный директор туроператора RussiaDiscovery Вадим Мамонтов отмечает значительный разброс цен на новогодние авторские маршруты. Так, тур на праздники в Карелию обойдётся в сумму от 50–60 000 рублей за человека, а поездка на каникулах в Антарктиду — в миллион. 
  • Не для ленивых. У таких туров насыщенная программа, которая зачастую требует хорошей физической формы. Поэтому это не лучший вариант для тех, кто предпочитает расслабляться на пляжах или отдыхать на территории отеля. 
  • Риски безопасности. Большинство программ находится вне правового поля. Понятие «авторский тур», как и требования к создателям таких маршрутов, пока не отражены в законодательстве, а значит, у путешественников или турагентов есть риск наткнуться на непрофессионала. А ещё зачастую такие компании даже не состоят в реестре туроператоров, не имеют офиса и не заключают договоры с клиентами. 

Авторские туры дают возможность не просто побывать в стране, но и погрузиться в историю и культуру региона. Фото: AsiaTravel / Shutterstock.com

Как продавать

Выбрать подходящую целевую аудиторию

У каждой услуги есть свой потребитель. За границей small group adventure travel выбирают состоятельные туристы старше 35 лет. В России основная аудитория авторских туров моложе — это люди в возрасте от 21 года. Пожилым, путешественникам с серьёзными хроническими заболеваниями или тем, кто старается экономить на отпуске, такой вид отдыха может не подойти.

Необходимо учитывать интересы гостей: йога-программы вряд ли привлекут тех, кто далёк от духовных практик, а дайвинг-туры — путешественников, которые не умеют плавать. Чтобы понять предпочтения клиентов, туроператор ITM group советует не стесняться задавать дополнительные вопросы. Можно узнать о последних поездках или любимых курортах, и уточнить, какие экскурсии и развлечения запомнились участнику больше всего. Эта информация поможет выявить факторы, которые повлияли на выбор направления для отдыха.

Инструмент Островок B2B для роста продаж

В сервисе для турагентов и туроператоров Островок B2B есть инструмент «Подборки»: с ним можно составлять списки отелей под индивидуальные предпочтения клиента. Это красивая и понятная подборка предложений, которая поможет туристу быстрее принять решение.

Правильное позиционирование тура

Организатор путешествий по России и за границей и владелец телеграм-канала «Мир, гамарджоба» Тимур Юсупов считает важным донести до клиента разницу между групповыми и авторскими турами. Необходимо подчеркнуть, что такая программа — продукт ручной работы, который показывает места через призму взгляда автора. Свои туры Тимур называет приключениями: по мнению эксперта, это слово лучше всего передаёт концепцию таких путешествий.

В стандартном групповом туре вряд ли можно погостить у местных, попробовать блюда, которые не найдёшь в ресторане, или встретить рассвет на вершине вулкана. А авторские туры дают доступ к подобным активностям. «Да, мы не обещаем, что человек получит на сто процентов отполированный продукт, но уверены в том, что он запомнит путешествие с нами надолго», — говорит блогер. 

Важно донести до клиента разницу между групповыми и авторскими турами. Фото: Dmitry Molchanov / Shutterstock.com

Эффективный маркетинг

Большое значение имеют реклама и визуальная составляющая программы. Тревел-журналист и по совместительству организатор авторских туров во Владивосток Елена Титок за 3–4 месяца до старта продаж публикует в Telegram ролики, фото и статьи о Приморском крае. А другой эксперт в одну из своих авторских программ по Египту пригласила блогеров и профессионального фотографа: красочные снимки и атмосферные видео помогают потенциальным клиентам примерить тур на себя и принять решение в пользу покупки.

Предлагать популярные направления

Прежде чем посоветовать определённый маршрут, важно убедиться, что в регионе нет серьёзных ограничений на въезд, а направление пользуется спросом. К примеру, с экспедицией в северо-восточную Индию могут возникнуть сложности из-за запрета на въезд для иностранцев. Целесообразно предложить потенциальному клиенту более лояльные и одновременно востребованные места, например, Кавказ, Сибирь, Мурманск и Кольский полуостров в России или Грузию, Марокко, Шри-Ланку за границей (именно сюда наши соотечественники чаще всего бронировали авторские туры на Новый год – 2025).

Целесообразно предложить потенциальному клиенту более лояльные и одновременно востребованные места, например, Кавказ. Фото: Kirill Skorobogatko / Shutterstock.com

Как следить за тревел-трендами

Ключевая информация о популярных направлениях для путешествий и последних новостях туризма со ссылкой на официальные каналы есть в статьях блога Островок B2B и в нашем Telegram-канале. Не забудьте подписаться!

О будущем туризма и трендах индустрии в 2025 году мы недавно рассказали в статье


Если хотите освоить новую нишу в индустрии, присмотритесь к авторским турам. Они станут отличным дополнением к стандартным пакетным предложениям. А забронировать отели и билеты для любого маршрута можно с помощью сервиса Островок B2B.

Перейти на Островок B2B

Фото обложки: Ibrahim Rifath / unsplash.com

В начало статьи
125
8 минут чтения
Поделитесь с друзьями