6 ключевых навыков турагента, без которых сложно развиваться и зарабатывать

6 ключевых навыков турагента, без которых сложно развиваться и зарабатывать

Работа турагента становится всё сложнее: клиенты больше не ищут просто посредника для покупки путёвки — им нужен эксперт, психолог и стратег в одном лице. Партнёры сервиса Островок B2B рассказали о навыках и компетенциях, которые помогут преуспеть в туризме.

Людмила Ермакова
1170
7 минут чтения

Содержание

Знание турпродукта

Клиенты обращаются в турагентство, чтобы сэкономить время и избежать подводных камней. Вопреки стереотипам, тревел-услугами пользуются не только туристы старше сорока. Согласно исследованию МГИМО, россияне в возрасте 18–34 лет предпочитают делегировать планирование отпуска специалистам, вместо того чтобы тратить часы на поиски подходящих отелей и авиабилетов. 

Для профессионала индустрии важен опыт личных путешествий, и один из способов его получить — участвовать в рекламных турах. В них менеджеры могут оценить продукт, который сами же и предлагают. Согласно опросу в Telegram B2B Островок, 64% респондентов назвали опыт личных поездок обязательным навыком для специалиста индустрии.

Дмитрий Рукосуев

Дмитрий Рукосуев, генеральный директор сети туристических агентств «Турсливки»: «Успешного турагента отличают репутация и экспертность. А ещё насмотренность и личное посещение множества стран — как востребованных у российских граждан, так и экзотических направлений. И пусть последние могут быть не так популярны, но туда также отправляются в путешествия взыскательные клиенты».

Практические советы

  • Регулярно участвуйте в рекламных турах. Так вы увидите отели и пляжи своими глазами, а это повысит уверенность при продажах. Подобные путешествия организовывают «Русский Экспресс», «ПАКС», «Интурист» и другие туроператоры и DMC-компании. Вероятность попасть в фам-трип выше у более успешных агентов.
  • Присоединяйтесь к профильным Telegram-каналам, например, не забудьте подписаться на Островок B2B. Обмен знаниями помогает оставаться в курсе последних тенденций и получать инсайдерские рекомендации от тех, кто уже побывал в разных странах.
  • Посещайте вебинары туроператоров и узнавайте о специфике регионов и особенностях обслуживания. Также не упускайте возможность пообщаться с коллегами офлайн, например, на бизнес-завтраках: такие встречи регулярно проводит Островок B2B. На мероприятиях часто задействованы представители туристических офисов других стран: например, в феврале 2025 года на бранче присутствовали коллеги из Саудовской Аравии.

Доскональное знание деталей тура — авиакомпании, аэропорта, отеля, экскурсии — лишь половина успеха. Не менее значимо отношение менеджера к клиенту. 

Эмпатия

Исследование Российского экономического университета имени Плеханова подтверждает: эмпатия помогает выстроить долгосрочные отношения с клиентами и тем самым повысить продажи. 

Анна Шмелёва

Анна Шмелёва, директор краснодарского турагентства «Ван Гог»: «Турагент — это не просто продавец туров, а личный ассистент клиента в мире путешествий. Искренняя заинтересованность в потребностях туриста, внимание к деталям, от трансферов до выбора лучшего места на рейсе, и готовность взять на себя всю организацию делают агентство незаменимым. Важно не только забронировать тур, но и сэкономить клиенту время и нервы, оставаться на связи и решать любые вопросы в поездке. Здесь незаменимым инструментом для быстрой и качественной работы станет онлайн-сервис бронирования Островок B2B».

Алексан Мкртчян

Алексан Мкртчян, основатель сети агентств «Розовый слон»: «Любой турагент, который хочет хорошо продавать, обязан знать две вещи.

  • Во-первых, продукт, причём ориентироваться в нём нужно досконально, в деталях.
  • Во-вторых, он должен любить и понимать туриста.

Тогда агента ждёт стопроцентный успех в продажах. А если одного из факторов не хватает, хороших продаж не будет. Всё остальное — юридические моменты, договоры — уже вторичны».

Практические советы

  • Попробуйте поставить себя на место клиента. Например, семью с малышом будут интересовать удобства для детей, а маломобильного человека — просторные номера с широкими проходами. 
  • Проявляйте активное слушание: задавайте уточняющие вопросы и резюмируйте сказанное, чтобы не упустить ни одной детали. 
  • Интересуйтесь жизнью туриста вне контекста поездки. Например, спросите, как прошёл отпуск — так вы проявите заботу и заодно получите обратную связь. 
  • Помните о мелочах. Если клиент упомянул важные даты или события, сделайте соответствующую пометку в CRM. 

Технологическая подкованность

Нейросети активно используются в розничной торговле, маркетинге, рекламе и финансовых технологиях. Туризм тоже не отстаёт. Крупные игроки рынка — авиакомпании, гостиничные сети и туроператоры — применяют искусственный интеллект для аналитики и создания контента. 

Нейросети активно используются в розничной торговле, маркетинге, рекламе и финансовых технологиях. Фото: Mix and Match Studio / Shutterstock.com

Благодаря ИИ рутинные процессы становятся проще, например, у компании S7 есть система Schedule Optimizer, которая составляет расписание рейсов. А умные чат-боты помогают быстро получить первичную информацию о доступных услугах или изменить бронирование, упрощая процесс взаимодействия с клиентом. Подобные модели используются в сети отелей Marriott, на платформе Expedia и в сервисе Островок B2B

Турагенту также не стоит бояться ИИ. Нейросети не смогут заменить профессионалов, но избавят от стандартизированных задач и позволят сфокусироваться на творческой части работы. 

Рузана Анчек

Рузана Анчек, начальник отдела туризма агентства путешествий «Авиафлот», г. Краснодар: «Агент должен мыслить стратегически, оперативно находить решения и предлагать клиенту не просто тур, а варианты, соответствующие новой реальности. Важно также развивать цифровые навыки: использовать CRM, AI-сервисы, автоматизировать рутину, чтобы сосредоточиться на главном — создании ценности и уверенности для клиента».

Дмитрий Рукосуев

Дмитрий Рукосуев: «У турагента должны быть под рукой современные инструменты. Если сейчас у нас всё уходит в онлайн, и пользуется популярностью искусственный интеллект, то, значит, и турагент должен также осваивать эти навыки и активно использовать эти инструменты в бизнесе».

Практические советы

  • Интегрируйте чат-боты для быстрого ответа клиентам. Они помогут с типовыми вопросами о страховках или визах, например, «нужен ли шенген в Сербию?».
  • Применяйте ИИ-системы для сбора и анализа информации о предпочтениях клиентов. Это поможет предлагать релевантные туры и услуги в будущем.

Юридическая грамотность

Знание законов и правовых норм поможет профессионалу избежать проблем и защитить интересы клиентов. Например, если рейс опаздывает на 4 часа, пассажирам обязаны предоставить питание, а при более длительной задержке — размещение в гостинице. Эта информация позволит грамотно вести переговоры с авиакомпаниями.

Диана Фердман

Диана Фердман, руководитель туристической компании «Бельмаре»: «Что нужно современному турагенту? Целый ряд навыков! Прежде всего, это умение анализировать и адаптироваться к запросам клиентов, что требует хорошей интуиции и коммуникационных навыков. Знание юридических аспектов и правил туристической деятельности также крайне важно для минимизации рисков». 

С заявлением согласны и участники опроса в Telegram: больше трети респондентов причисляют навык к базовым.

Практические советы

  • Регулярно читайте законы и нормативные акты, касающиеся туристической сферы. Вся информация публикуется на сайтах «КонсультантПлюс» и «Гарант».
  • Подпишитесь на Telegram-каналы «Закон и право» и «Туризм и закон».

Гибкость

Индустрия туризма постоянно меняется: авторские маршруты составляют конкуренцию пакетным предложениям, а россияне чаще путешествуют по родной стране. Чтобы оставаться на плаву, приходится быстро адаптироваться к новшествам. 

Рузана Анчек

Рузана Анчек: «Сегодня турагент — это уже не просто посредник между клиентом и отелем, а навигатор в мире путешествий. Мир непредсказуем, планы рушатся, и клиенты больше не могут и не хотят бронировать поездки задолго до выезда. Именно поэтому адаптивность становится ключевым качеством профессионала». 

Практические советы

  • Следите за новостями в тех регионах, куда вы отправляете туристов. Это поможет своевременно реагировать на политические, экономические или эпидемиологические изменения.
  • Под рукой у агента должны быть контакты на экстренный случай: сюда относятся телефоны посольств, визовых центров и альтернативных трансферных компаний. 
  • Примерно треть россиян потеряли на обмене или отмене авиабилетов до пяти тысяч рублей, пишет РИАМО. Подтолкнуть клиента к покупке помогут более лояльные условия тура: возвратные тарифы на проживание и перелёты или страховка от невыезда. 
  • Следите за трендами в индустрии и экспериментируйте с новыми форматами туров: попробуйте предложить клиенту авторские путешествия или проживание в глэмпинге. 

Тенденции туризма в 2025 году

Собрали главные тренды мирового и внутреннего туризма в этой статье.

Саморазвитие

Как стать на голову выше и успешнее коллег по цеху? Турагенты уверены: нужно заниматься самообразованием.

Дмитрий Рукосуев

Дмитрий Рукосуев: «Навыки приобретаются с годами, невозможно родиться квалифицированным специалистом ни в одной отрасли. Умения приходят во время усердной учёбы и работы в коллективе с грамотным руководителем. Поэтому для повышения доходов специалисту нужно вкладываться в себя, в собственное развитие и образование. Только в совокупности всех этих элементов получится достичь высоких результатов. Вот что рекомендую:

  • повышать уровень в знании иностранных языков, и постоянно инвестировать в себя;
  • прокачивать навыки коммуникации и налаживать связи не только с партнёрами и туристами, но и с принимающими компаниями, другими поставщиками туристических услуг».

Практические советы

  • Пройдите профильные курсы или тренинги. Подобные программы есть у многих туроператоров. В тревел-школе компании «Русский Экспресс» можно обучиться техникам продаж и работе с CRM, узнать юридические и бухгалтерские тонкости, а также погрузиться в специфику курортов Турции, ОАЭ, Египта, Таиланда и России. А на курсе по нейросетям от туроператора ITM group с помощью ИИ можно научиться создавать контент и продвигать туры.
  • Посещайте туристические выставки и конференции, чтобы познакомиться с коллегами и узнать о последних новостях в индустрии. Редакция блога Островок B2B регулярно публикует информацию о наиболее значимых тревел-мероприятиях в России. 
  • Подтяните иностранные языки: запишитесь на курсы, смотрите фильмы и сериалы в оригинале, чаще общайтесь с партнёрами из других стран. Английский (и не только) точно пригодится: так считают 17% участников опроса в Telegram-сообществе Островок B2B.
  • Читайте профессиональную литературу по туризму, маркетингу и управлению персоналом. 

Уверены, что именно вы — тот самый турагент, который сочетает технологии с эмпатией, а экспертизу — с готовностью учиться. При этом важно, чтобы под рукой всегда был надёжный инструмент бронирования туруслуг, такой как Островок B2B. Удачных продаж!

Перейти на Островок B2B

Фото обложки: cookie_studio / freepik.com

В начало статьи
1170
7 минут чтения
Поделитесь с друзьями